Нормативно-правовые документы
ПИСЬМО от 7 сентября 2016 года № НТ-1117/08 "Об учете результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9)
Информация подготовлена с использованием материалов официальных сайтов Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений", ФГБУ "Федеральный центр тестирования" и официального информационного портала государственной итоговой аттестации.
- Раздел 1. ГИА-9
- Раздел 2. Расписание ГИА-9
- Раздел 3. ГИА-9: Обязательные учебные предметы и учебные предметы по выбору
- Раздел 4. ОГЭ. КИМы демоверсии
- Раздел 5. ГВЭ
- Раздел 6. Выпускникам 9-х классов и их родителям - полезная информация
- Раздел 7. Участникам ГИА-9 с ОВЗ и их родителям - полезная информация
- Раздел 8. НПА и письма федерального уровня по вопросам ГИА-9
- Раздел 9. НПА и письма регионального уровня по вопросам ГИА-9
- Раздел 10. Психологическая поддержка
- Раздел 11. Горячие линии ЭК-2017
- Раздел 12. Вопрос-ответ
- Раздел 13. Полезные сайты
- Раздел 14. Общественное наблюдение
- Раздел 15. Совещания, семинары, конференции по вопросам ГИА-9
- Раздел 16. Плакаты
Психологическая готовность учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ
Как известно успешность сдачи этой формы экзамена во многом зависит от знакомства учащихся с данной специфической процедурой (процессуальный компонент готовности). Вместе с тем именно такой ракурс часто оказывается «белым пятном» при подготовке к ГИА, как показывает анализ практики, учитель-предметник при подготовке к ГИА в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план. Ознакомление с процедурой экзамена:
1. Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т. д.
2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т. д.
3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
4. Начало работы: заполнение бланков и т. д.
Данный материал доводится как до выпускников, так и до родителей (например, во время родительского собрания, личного обращения). Этоможет способствовать снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.
На психологических классных часах основной целью является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенным ведущим вопросам. Как показывает практика, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена. Как правило, в ходе дискуссии участники, высказав свои опасения и услышав разные точки зрения, в конечном счете, начинают занимать более конструктивную позицию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА Н,В, ЧЕРНОНОСОВОЙ
Родителям:
Уважаемые родители, именно Ваша поддержка необходимавыпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
1) В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогут ребенку успешно справиться с собственным волнением.
2) Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
3) Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
4) Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый (ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны!
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
• Опираться на сильные стороны ребенка;
• Избегать подчеркивания промахов ребенка;
• Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
• Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
• Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
• Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Классному руководителю, учителям – предметникам.
Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента. Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ГИА, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования
Безусловно, основная работа по поддержке проводится на подготовительном этапе. Необходимо помнить, что оказание помощи при подготовке к экзамену - это своего рода «скорая помощь», т. е. невозможно развить те функции, которые не были развиты на протяжении обучения в школе, но можно помочь ребенку найти ресурс и более полно проявить свой потенциал. Составление рекомендаций для учащихся и их родителей.
Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и подростки могли их использовать в качестве памятки. Индивидуальные консультации родителей выпускников.
Учителям – предметникам необходимо: адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;
- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
- проанализировать результаты пробного тестирования и др.